V. Конечные цели коммунистического общества

В соответствии с теорией научного коммунизма на первоначальной фазе нового общественного строя создаются условия перехода к коммунизму и в экономическом отношении социализм завершается обобществлением средств производства. На основе обобществления материальных условий производства реализуется конечная цель коммунистического общества - всестороннее развитие личности.

В то же время по мере обобществления средств производства происходят преобразования в производственных отношениях и новый тип общественных отношений вносит изменения в представления о материальных ценностях или формируется отличающиеся сознание. Новые элементы сознания получают развитие, на определённой стадии занимают преобладающее место в общественном сознании и преобразуются в материальную силу в том смысле, что господствующие идеи, представления, взгляды обратным образом воздействуют на материальную основу общества. Очевидно, что материальная основа общества и общественное сознание - понятия взаимозависимы и представляют разные стороны общественного производства. Определённые материальные условия общественного производства порождают соответствующий тип общественного сознания и наоборот - определённый тип сознания формирует соответствующие условия производства. Производство, основанное на товаре и стоимости и производство, основанное на продукте и потребительной стоимости, имеют свои собственные критерии оценок материальных и духовных ценностей и понятие "всестороннего развития личности" в оценке товарного и внетоварного производства далеко не одно и тоже.

Экономика и процесс формирования общественного сознания

Способы общественного производства независимо от уровней, ступеней развития имеют то общее, что основа производственного процесса представляется обменом общественного производства и окружающей природной средой или постоянным и непрекращающимся движением веществ и энергии в противоположных направлениях. При простой или сложной схеме обменных процессов тем не менее извлечённый из природной системы ресурс после более или менее длительного движения в общественном производстве в конечном итоге возвращается к исходной точке начала своего движения - в природу. Кругооборот движения природных ресурсов при этом состоит из отдельных, последовательных циклов. На первоначальном - происходит извлечения ресурса из природных системы; затем ресурс поступает в процесс производства; на следующем - происходит потребление переработанного ресурса; и на заключительном - использованный ресурс возвращается в природу.

С развитием материального производства схема, последовательность обменных процессов производства и природы не меняются, но характер и принципы отношений обмена находятся в зависимости от изменений способа общественного производства. Процесс обмена производства и природы представляет собой составную часть производственных отношений и, следовательно, управляются общими экономическими законами способа общественного производства. Очевидно, что природная система в своём функционировании подчиняется своим законам, но и законы естественной природы не остаются в стороне от влияния объективных экономических законов.

Объективные экономические законы товарного производства имеют своим основанием цель общественного производства и материальным богатством являются произведенная стоимость. С точки зрения всеобщего движения вещей материального производств конечный продукт товарного способа производства образуется на одном из циклов, расширенного производительного процесса - на цикле производства. Интерес к происходящим процессам расположенных за пределами сектора "производство" - рыночная экономика не проявляет. Дело здесь не в том, что работники общественного производства не имеют представлений, что извлечённый из природы ресурс выполняет функциональную роль в природной системе и тем самым с извлечением ресурса происходит внесение в природную систему отрицательной потребительной стоимости. Или то, что цель производства реализуется в потреблении произведенной продукции и вне потребления цикл производства теряет действительную цель. А также, что внесение в природную систему использованных ресурсов не проходит бесследно для природы. Напротив. Современная наука располагает достоверными знаниями с количественным выражением результатов производственной деятельности на всех циклах производственного процесса в расширенном его рассмотрении. Дело здесь в приоритетах, в понимании материального богатства. Товарная экономика признаёт материальным богатством только массу затрат общественного труда произведенную на цикле производства. То что располагается за пределами сектора производства представляет собой вспомогательный материал, используемый для увеличения стоимости. Поэтому знания о происходящих процессах в природной среде, на цикле потребления произведенной продукции, - экономического выражения не получают и соответственно в экономических отношениях общественного производства не участвуют.

Вполне закономерно, что сложившиеся система экономических отношений оказывает влияние на сознание участников общественного производства тем, что господствующие представления о материальных ценностях, материальном богатстве становится представлениями большинства людей. В самом деле, для отдельного человека других способов получения жизненных благ кроме участия в общественном производстве не существуют и работник несвободен, вынужден принять сложившийся способ их производства, сложившуюся систему оценок материальных ценностей. Это влияние общественного производства на формирование представлений о материальном богатстве происходит независимо от места и роли отдельного работника, получает массовое распространение и тем самым понятие материального богатства становится частью общественного сознания.

В широком плане общественное сознание включает в себя всю совокупность господствующих или преобладающих в обществе взглядов, представлений и знаний об окружающем мире и формируется на протяжении длительного времени под влиянием самого различного рода условий, факторов и обстоятельств. Вместе с этим, в системе взглядов человека на окружающий мир имеется исходная позиция или точка зрения, которая образуется материальными условиями, представляющая широту или наоборот - ограниченность восприятия происходящих в окружающем мире процессов. Применительно к материальному производству исходная позиция, представляющая широту или ограниченность восприятия окружающего мира, связана со способом общественного производства, с тем, что в систему производственных отношений включается полный завершённый производственный процесс или отдельные части. Исходная базовая основа формирования общественного сознания, представляющая широту или ограниченность восприятия происходящих в окружающем мире процессов, - мировоззрение - находится в материальных условиях производства, в конечном продукте общественного производства. В этом смысле употребляется распространённое понятие, характеризующее тип сознания работника общественного производства товарного типа - ограниченность, узость буржуазного мировоззрения.

Будучи сформированным мировоззренческая основа общественного производства существенным изменением не подвергается и сохраняет своё качество на протяжении длительного периода времени и смена мировоззренческой основы происходит со сменой способа общественного производства. Вместе с этим созданные производительные силы на данной мировоззренческой базе не могут остановится в своём движении и закономерно требуют постоянного количественного роста. Это обстоятельство диктует необходимость вовлечения в общественное производство всё большего и большего количества природных сил и в тоже время система общественного производства постоянно изыскивает более совершенные и эффективные способы организации общественного труда. Соответственно система научного обеспечения общественного производства активно осуществляет процесс добычи новых знаний об окружающей природе и выявляет объективные законы, управляющие общественным производством.

Система научных знаний, используемую в общественном производстве, в свою очередь, можно разделить с точки зрения применения знаний на фундаментальную и прикладную области научных исследований и это в равной мере имеет отношения к общественным наукам и наукам изучающих естественную природу. Фундаментальная области научных исследований ставит своей задачей создание методологии научных исследований, выявление наиболее общих законов развития природы и общества; прикладная - находит своё практическое применение в преобразовании общественного устройства, в материальном производстве, в применении научно-технических достижений в производстве.

Общественное сознание постоянно дополняется новыми научными знаниями об окружающем мире - с одной стороны; с другой - на основе новых знаний происходит преобразования окружающей действительности. Накопленный запас знаний, добытый на основе и в соответствии с мировоззренческой базой общественного производства, приводит в действие активную сторону общественного сознания - идеологию - или проводится идеологическая политика, направленная на преобразования общественного устройства в соответствии со сложившимися идеалами общественного строя, и осуществляется совершенствование материального производства на основе господствующих понятий материальных ценностей.

Таким образом, идеология общества имеет связь с процессом научного обеспечения общественного производства и процесс научного познания, в свою очередь, направляется и определяется господствующим мировоззрением; предмет и метод научного исследования связан с системой материальных ценностей данного способа общественного производства. В общественном сознании, в части представляющую научную систему знаний, отражается картина окружающего мира, вытекающая из потребностей материального производства.

Дело здесь не в том, что добытые объективные законы развития общества и природы не представляют или не всегда представляют действительное положение вещей в окружающем мире. На самом деле окружающая действительность в своём содержании более чем разнообразна и предметом изучения науки является далеко не вся совокупность действующих объективных законов, - в этом нет необходимости и полное познание законов исключается самой природой процесса познания - выбор предмета исследования в первую очередь определяется материальными и духовными потребностями общества. В этом отношении предмет, метод и цель научных исследований находятся в единстве. Понятно, что в выявленных объективных законах естественной природы мы не обнаружим, например, действия экономических законов и экономические законы неприменяемые для выявления закономерностей общеприродных процессов. Но научный метод в широком понимании, как способ изучения окружающей действительности, в равной мере применим для выявления закономерностей природы и происходящих общественных процессов.

Изложенная зависимость процесса формирования общественного сознания из всей совокупности разнообразных факторов и условий, влияющих на образование господствующих идей в обществе, выделяет только один - материальные условия общественного производства. В действительности формирование общественного сознания происходит не только под влиянием фактора экономического, но и находится в зависимости от различных внеэкономических условий: исторических и культурных, содержит в себе элементы влияния прошлых эпох или общественное сознание представляет собой продукт естественно-исторического развития. Однако при всём том, что господствующие идеи в обществе образуются под влиянием многофакторных условий, тем не менее в процессе формирования общественного сознания находится то общее, что имеет место на всех ступенях общественного развития - мировоззренческая база экономического устройства общества. Кроме этого, отвлечённое философское понятие - мировоззренческая основа общественного сознания - здесь, в принятом рассмотрении процесса формирования - приобретает вполне определённое материальное содержание и количественное выражение.

Формирование общественного сознания на основе общественной собственности на средства производства

С позиций внетоварной экономики количественное измерения продукции производится на основе меры полезности и на каждом из циклов расширенного производственного процесса. Относительно природной системы в виде потребительной стоимости на первоначальном цикле производственного процесса продукт образуется как результат изъятия природной функции из природной системы и на заключительном - как результат внесения в природную систему положительной или отрицательной потребительной стоимости. Аналогичным образом образуется потребительная стоимость на производственном цикле процесса – в виде результата образованной полезности произведенной продукции. Условие эквивалентного обмена - обмен равными потребительными стоимостями - устанавливает количественное равенство движения ресурсов в прямом и обратном направлении на каждом из циклов процесса. В конечном продукте производственного процесса находит своё выражение наличие или отсутствие равенства обмена. Производственная деятельность работника, при этом, относительно природы состоит не в производстве стоимости с использованием природных ресурсов, а использование природной силы происходит в её натуральном виде на цикле извлечения и на цикле возврата в природу. Очевидно, что принцип и характер производственных отношений на условиях общественной собственности на средства производства различаются с производственными отношениями, сложившимися в современной экономики, и в тоже время производственная деятельность с использованием отношений эквивалентного обмена имеют под собой вполне реальную почву.

С возникновением классового общества и разделением труда на умственный и физический, тем не менее на протяжении длительного времени отношения физического труда и природной системы сохраняются на неизменяемых принципах. Но на стадии развитой формы товарного производства в характере физического труда происходят изменения в том, что физический труд отделяется от условий природы и это положение распространяется на промышленную сферу общественного производства. Объём использования природных ресурсов в производстве возрастает и принимает планетарные масштабы. И вместе с этим процесс труда приобретает самостоятельное развитие и по отношению к природе занимает господствующее положение; природа становится источником извлечения природных ресурсов для их превращения в стоимость. То что природные ресурсы на самом деле в природной системе осуществляют вполне определённую функциональную деятельность - это обстоятельство во внимание не принимается.

В отличие от товарного производства внетоварный способ производства или первобытнообщинный способ хозяйствования исключает возможность возникновения условий разделения труда как первого, так и второго рода. Труд выступает продолжением природной силы и как природная сила процесс труда строит свои отношения в составе природной системы на основе законов функционирования естественных систем. Но эти особенности характера процесса труда не превращают человека в пассивный элемент природы. Напротив. В процессе производственной деятельности происходит преобразование природных условий, но преобразование природы происходит с сохранением принципов равенство отношений обмена. Например, в хозяйственной практике используются методы ирригации и мелиорации земель, повышается их продуктивность, выводятся новые породы скота и птицы, виды посевных культур. Очевидно, что деятельность, направленная на преобразование природы не происходит вслепую, имеет цель, основывается на накопленных знаниях и источником знаний является окружающая природа. Знания в свою очередь нуждаются в постоянной систематизации и обобщении. И здесь возникает зависимость материальных условий жизни и используемым методом изучения окружающего мира.

Основа метода изучения окружающей действительности состоит в том, что предмет изучения - отдельный природный объект - является частью целостного живого организма, в котором отдельные части живой или неживой природы, в растительном или в животном виде находятся во взаимосвязи. Восприятие целостности природного организма обеспечивается рассмотрением объекта изучения во взаимной связи тем, что содержание связей представляет собой продукт "жизнедеятельности" отдельных объектов. Используемый метод изучения позволяет рассматривать роль, функции и связи отдельного элемента в составе природной системы и тем самым сохраняется восприятие общей взаимосвязанной картины окружающего мира.

Если воспользоваться политэкономическими понятиями в переносном смысле применительно к процессам происходящих в природной системе, то в последней нетрудно выявить аналоги экономических процессов. Действительно в отдельном элементе природной системы происходит образование "стоимости" или производится продукт "жизнедеятельности", который представляет собой средство обмена. В дальнейшем движении "стоимость" переходит в процесс "потребления" и образуется потребительная стоимость и тем самым осуществляются функции элемента системы. Относительно природной системы разделение потребительной стоимости на положительную и отрицательную составляющие, видимо, лишено кого-либо смысла. При всех внешних проявлениях образования "отрицательной" потребительной стоимости, на самом деле "отрицательные эффекты" вызываются объективными закономерностями функционирования природной системы. Действительно, в природе возникают условия, при которых в отдельных элементах происходит усиленный рост "стоимости" и тем самым образуется "избыточное" выполнение отдельных функций. Понятно, что для устойчивости, сбалансированности системы "избыток" функций, также как их "недостаток" равным образом действует разрушительно на природную систему. Однако здесь вступают в действие закономерности более высокого порядка и происходит регулирование обменных процессов. Например, значительный рост численности травоядных животных не приводит к полному исчезновению растительности, поскольку травоядные животные представляют кормовую базу для хищных и увеличение численности последних приводит к сокращению первых. Равновесие в природе восстанавливается. Поэтому, используя понятие "отрицательная потребительная стоимость" применительно к природной системе, необходимо иметь в виду, что "отрицательные" эффекты в природе порождаются внутренними потребностями или "отрицательные" эффекты природа превращает в "положительные".

Но в процессе осуществления хозяйственной деятельности отрицательные воздействия на природную систему возникают закономерно и неизбежно. И отношения к произведенной отрицательной потребительной стоимости связаны со способом общественного производства. Применительно к рассматриваемым условиям деятельности - способ организации общественного производства связан и вытекает из метода познания и совокупности знаний об окружающей действительности. Поскольку основа знаний представляется окружающей природой, то выявленные законы функционирования природной системы в преобразованном виде переносятся на практику, на способ организации общественного труда. Характер и принципы обменных процессов, происходящие в природной системе, сохраняются и используются в производственных отношениях. Происходящие процессы в живой природе дополняются участием труда человека; отношения общеприродные, связанные с деятельностью человека, преобразовываются в отношения политэкономические - в обменные процессы включается труд человека. Поэтому образованная отрицательная потребительная стоимость в производственной деятельности используется на принципах сложившихся в природной системе.

В практической деятельности произведенная отрицательная потребительная стоимость используется с учётом того, что природная система имеет свою собственную "цель деятельности", которая состоит в сохранении своего естественного состояния, и на этой основе применяются определённые правила использования природных ресурсов. В землепользовании и животноводстве, охоте и рыболовстве, в применении природных ресурсов в производстве - используются методы исключающие возможность образования отрицательных последствий. Для определённых почвенных условий количество обрабатываемых земель определяется исходя не из потребности в производстве продукции, а в первую очередь - наличием поголовья скота, который является источником удобрения земли и без которого пахотные земли в короткие сроки выводятся из хозяйственного оборота. В тоже время скот используется как продукт питания и сырьё для изготовления одежды и обуви во второй роли. При отгонном животноводстве - поголовье скота определяется также не потребностью в продукции, а исходят из предельной численности поголовья, при которой сохраняется возможность самовосстановления поверхностного слоя почвы силами природы.

Таким образом, положение работника в производственном процессе при осуществлении трудовой деятельности на условиях общественной собственности на средства производства определяется его непосредственными связями с расширенным производственным процессом и этими связями формируется восприятие окружающий в действительности. Мировоззренческой основой, образующая систему взглядов человека на окружающий мир, становится совокупность отношений происходящих в природе и обществе. На расширенной мировоззренческой основе получает своё развитие способ мышления человека или метод познания происходящих процессов и соответственно освоенный метод познания в соединении с имеющимся запасом знаний используются в организации общественного труда или тем самым на практике реализуются представления об идеалах общественного устройства.

Экономические условия всестороннего развития личности

Рассматривая процесс формирования общественного сознания в то же время необходимо иметь в виду, что общество в мировоззренческом отношении представляет собой совокупность людей с индивидуальным сознанием, которое может и не совпадать с общественным. Также как общественное сознание, индивидуальное формируется под влиянием разнообразных условий и факторов, личного жизненного опыта и при этом вырабатываются свои собственные понятия и представления о духовных и материальных ценностях. Особенность процесса формирования сознания личности состоит в том, что из одного и того же мировоззренческого материала в зависимости от влияния различных внешних условий, их сочетания можно получить продукт в виде индивидуального сознания с проявлением взлёта человеческого духа или в восприятии и отношении к окружающему миру на уровне животных инстинктов. Поэтому, выявляя закономерности формирования индивидуального сознания, необходимо исходить из того, что взгляды и представления людей образуются не в лабораторных условиях, а формируются под влиянием условий реальной конкретной жизни. И другого исходного материала, кроме порождённого предшествующими этапами общественного развития, который помимо всего прочего содержит в себе также пороки и язвы классовых обществ, следовательно, далеко не всегда представляет лучшие свойства человеческой натуры, - в общественной природе не существует.

И вместе с этим, коммунистическое общество ставит своей целью всестороннее развитие физических и духовных сторон личности и при этом общество не устанавливает какие либо ограничения и препятствия в развитии. Меру развития личность определяет самостоятельно, безотносительно к заранее установленному масштабу. Действительно, любой человек имеет свои собственные понятия материальных и духовных ценностей, особенности, свойства характера и в их уникальности, неповторимости проявляется личность. На первый взгляд здесь возникают противоречия между человеком и обществом. В самом деле, если иметь в виду интересы отдельных людей их представления о материальных и духовных ценностях в современном обществе, то вне сомнения, что далеко не все стороны личности нуждаются в развитии. Даже напротив.

И тем не менее, положение теории научного коммунизма о всестороннем и ничем неограниченном развитии личности не снимается и всё дело здесь в том, противоречия между личностью и обществом действительно возникают, но их разрешение происходит различным образом. Кроме этого, содержание понятия развития личности и механизм реализации связан с системой общественных отношений или со способом общественного производства.

Связь понятия развития личности и системы общественных отношений состоит в том, что реализация способностей человека происходит в конкретной социальной среде и большая или меньшая степень развития физических и умственных способностей создают возможности получения большего или меньшего количества материальных благ, определяют его общественное положение. Развитие ради развития лишено всякого смысла и продукт развития реализуется в системе общественных отношений, в процессе обмена. В способе обмена выражается принцип и характер отношений обмена и находится механизм реализации понятия развитие личности на практике.

В любом случае продукт развития человека передаётся в общество и из общества возвращается эквивалентное количество материальных благ произведенному продукту. Произведенный продукт, в свою очередь, содержит в себе положительную и отрицательную составляющие и соответственно созданная полезность возвращается в виде полезности, но и созданная вредность, переданная в общество, в конечном итоге возвращается производителю в эквивалентном количестве созданной отрицательной продукции. При этом принципиального значения не имеет, образуется продукт развития человека в виде материальных или духовных благ, в производственной или социальной сфере экономике, в области управления производством или научной деятельности, в процессе отношений с природой или в отношениях с орудиями труда созданных человеком - важна количественная определённость созданного продукта в потребительном значении. На этом предельно простом принципе отношений человека и общества, в том что окружающий человека мир взаимосвязан и произведенный продукт после более или менее длительного движения в обществе возвращается производителю в том же качестве, - строится "философия" хозяйствования нового способа общественного производства. Но для того чтобы новая "философия" хозяйствования вошла в сознание человека, в повседневную привычку необходимы коренные преобразования в общественном сознании. Условие всестороннего развития умственных и физических способностей человека обеспечивается сменой мировоззренческой основы общественного производства, которая формирует индивидуальное сознание в том, что любая сторона способностей человека может неограниченно развиваться на основе соблюдения принципа отношений эквивалентного обмена человека и общества.

Научные основы формирования общественного сознания

С точки зрения теории научного социализма общественное сознание представляет собой продукт материальных условий жизни людей. В этом отношении план построения социализма разработанный В.Л.Лениным основывается на том положении, что в способе организации производства на кооперативных началах содержатся необходимые материальные условия для формирования нового типа общественного сознания. С выполнением достаточных условий и распространением принципов производственных отношений первичной ячейки на общественное производство, одновременно происходит развитие общественного сознания соответствующего новому общественному строю. Однако в действительности в силу различных причин субъективного и объективного характера реальная практика строительства нового общественного строя разошлась с планом построения социализма на основе кооперации; отношения между основными классами общества не изменились и промышленность сохранила своё ведущее положение в народном хозяйстве. Способ организации общественного труда используемый в промышленности распространился на сельское хозяйство.

То, что произошло на практике социалистического строительства - в отношении формирования общественного сознания - можно охарактеризовать как известное в исторических процессах событие под названием "завоевание завоевателя" в обратном проявлении. На первоначальном этапе социалистической революции культурный "завоеватель" - рабочий класс - берёт в свои руки экономическую и политическую власть и ликвидирует менее культурные слои общества - эксплуататорские классы. Однако на самом деле при всех внешних признаках принадлежности власти рабочему классу, тем не менее экономическая власть сохраняется у буржуазии, без наличия класса буржуазии - поскольку буржуазная экономическая основа и производственные отношения не меняются. Но и это не всё.

Вне сомнения, что политическая власть в обществе в этот период принадлежала рабочему классу. Но здесь также, при всех внешних признаках ее принадлежности рабочему классу, с устранением физических носителей буржуазной идеологии, основа идеологической политики - научный метод познания - сохраняет условия, порождающие идеологию господствующих классов. В длительном противостоянии и борьбе на идеологическом фронте решающее значение оказывает сохранившаяся идеологическая основа. В конечном итоге культурный "завоеватель", представляющий более высокую ступень общественного развития, оказывается побеждённым, теряет экономическую и политическую власть в обществе. Особенность противостояния и борьбы состояла в том, что оружие противника производилось силами и средствами рабочего класса, с применением самых передовых научных достижений и затем в плановом порядке передавалось противоположной стороне. "Пятая колонна" имела не только легальное положение, но и вполне официальный статус, взращивалось и являлась предметом особого внимания со стороны общества.

Вместе с этим, если вернуться к обстановке, сложившуюся в первые годы Советской власти, к экономическому положению страны, то очевидно, что других производительных сил, кроме созданных на предшествующем этапе общественного развития, не было и не могло быть. Это касается вещественных средств производства и сферы научного обеспечения общественного производства. Экспроприация средств производства проведенная в этот период охватила только материальную сторону общественного производства. Но что касается научной сферы деятельности, а фундаментальная область научных исследований кроме прикладного применения представляет собой составную, неотъемлемую часть общественного сознания, то здесь какие либо изменения не произошли. Кроме этого, известно, что новое сознание декретами и постановлениями не вводится и формируется на протяжении длительного времени под влиянием материальных условий. Материальные условия, в свою очередь, связаны с процессом обобществления средств производства - вещественных и интеллектуальных. Относительно первых - процесс обобществления остановился на этапе национализации; относительно последних - вся совокупность научных знаний без каких либо изменений нашла своё применение в общественном производстве.

Понятно, что в сложившихся экономических условиях этого периода за неимением продукта собственного производства приходилось пользоваться имеющимися в наличии, даже не вполне доброкачественным. Однако при выполнении определённых условий достижения капитализма можно обратить на пользу социализма. И здесь необходимо иметь в виду, что ранее созданные средства производства далеко не всегда отвечают целям нового общественного строя. Например, орудия труда созданные на стоимостной основе имеют цель в повышении производительности труда, выраженное в увеличении производства стоимости; орудия труда созданные на основе потребительной стоимости - напротив, повышают производительность труда способом снижения "стоимости". Соответственно новый общественный строй имеет свою собственную цель использования орудий труда, в том числе орудий труда в интеллектуальной форме, в совокупности знаний, представляющих фундаментальную область научных исследований.

В тоже время, определяя роль науки в общественном развитии, в частности, роль научных открытий в области естествознания, добытых в период промышленного развития капитализма, то вне сомнения, что научные открытия этого периода совершили революционный переворот в познании окружающего мира и тем самым внесли вклад в развитие мировой цивилизации. И современное общественное производство, научно-технический прогресс немыслимы без научных достижений XIX начала XX веков. Однако, при всём том, что научные открытия этого периода представляют собой объективные законы природы, т.е. действительное положение вещей окружающего мира, необходимо иметь в виду, что общественные процессы, в данном случае процесс научного познания, не происходят независимо от запросов общественного производства, от экономических условий производственной деятельности. Известно, что объём научных знаний добытых в период промышленной стадии развития капитализма несопоставим с объёмом знаний полученных в докапиталистических общественных формациях. Вместе с количественным ростом научных знаний происходит и расширение круга изучаемых объектов живой и неживой природы. Научная система знаний постоянно дополняется новыми объективными законами и предметом изучения становятся происходящие процессы в окружающем мире, начиная от фундамента здания материи и до биологической ступени развития природы включительно. Одновременно процесс научного познания совершенствуется, применяются количественные методы исследований с применением математического аппарата. С развитием материальной базы производства появляется возможность экспериментального подтверждения отдельных теорий, увеличивается достоверность научных знаний и значительная часть фундаментальных исследований находит своё применение в производственной практике. По всем внешним признакам состояние фундаментальной области научных исследований можно охарактеризовать, как процесс постоянного развития с увеличением объёма добытых научных знаний, с расширением круга изучаемых объектов и увеличением глубины научных исследований.

Однако если отвлечься от внешних признаков и количественных оценок процесса научного познания и обратиться к используемому методу исследований, то в действительности в методе исследований в преобразованном виде проявился способ общественного производства, его мировоззренческая основа. По определению Ф.Энгельса - при всех исполинских успехах, которыми ознаменовалось развитие естествознания в этот период, используемый метод исследования с разложением природы на отдельные её части, способ изучения брать предметы и явления природы в их обособленности, вне их великой общей связи, не живыми а мертвыми - этот способ познания, метафизический способ мышления создал мировоззренческую ограниченность процесса познания окружающего мира.

Если для материальной сферы общественного производства мировоззренческой основой общественного сознания является произведенный конечный продукт, то применительно к области научной деятельности мировоззренческая основа определяется господствующим методом научного познания. И в то же время, при всём различии процессов формирования мировоззренческой основы материального производства и духовной сферы деятельности, в процессах формирования находятся общие принципы. Ограниченность восприятия окружающего мира в материальном производстве образуется тем, что в систему экономических отношений включается только часть всеобщего производственного процесса. Ограниченность мировоззренческой основы процесса научного познания - способом изучения предметов и явлений природы рассмотрением вне их великой всеобщей связи. В материальном производстве принимается одна сторона вещи - количественная. В процессе научного познания также изучается только количественная сторона предметов и явлений природы; в одностороннем изучении вещей нарушается органическое единство количественной и качественных сторон. С ростом объёма добытых знаний изучаемая природа представляется отдельными, детально проработанными фрагментами и в тоже время теряется общая картина окружающего мира.

Влияние ограниченности научного метода познания на формирование общественного сознания, а общественного - на индивидуальное, можно видеть на примере современной практике в применении научных методов управления производством.

Современная теория управления включает в себе разнообразные области знаний, но в своей основе имеет науку кибернетику. Как наука, кибернетика сложилась и получила развитие на изучении законов управляющих поведением животных в их связи с машинами, с предметами продукта человеческой деятельности. В этом отношении очевидно, что кибернетика имеет дело с реальными объектами и на вполне материальной основе выявляются объективные законы управления. Соответственно объективные законы действуют и проявляются в отношении людей, в частности, законы управления применимы при осуществлении производственной деятельности. С выявлением объективных законов появляется возможность их формализации и применения в общественном производстве с выполнением управляющих функций машинным способом. Современные технические средства позволяют автоматизировать и механизировать трудоёмкие процессы сбора, хранения, переработки и транспорта больших массивов информации и тем самым научные достижения находят широкое применение в современной общественной практике.

В тоже время, возвращаясь к закономерностям формирования сознания человека, необходимо иметь в виду, что индивидуальное сознание человека является продуктом общественных отношений и вне отношений людей человеческое существо остаётся на уровне развития животного. Человеческий организм содержит в себе потенциальные возможности умственного развития, но способность мыслить, осознанно воспринимать окружающую среду, приобретаются в практике человеческих отношений. Из внешней среды приносится основа мировоззрения, способ мышления, понятия и критерии жизненных ценностей, которые образуют индивидуальное сознание и идеологию. При этом формирование индивидуального сознания происходит под воздействием различных факторов, в том числе и под влиянием условий производства, в процессе непосредственной практической деятельности в общественном производстве.

Любое общественное производство функционирует по своим собственным закономерностям, которые проявляются в организации общественного труда и действующие закономерности опосредованным образом формируют сознание работника в способе мышления, критериях оценок материальных ценностей. Общественное производство, организованное на основе законов, управляющих поведением животных, ежедневной практикой воздействует на сознание и как следствие в способе мышления человека воспроизводится логика инстинктивной деятельности животного. Это влияние на сознание человека в равной мере происходит на работника занятого управлением производством и на управляемого работника. Если мировоззренческую базу общественного сознания, основанного на товаре и стоимости, дополнить машинным, формальным способом мышления человека, то очевидно, что здесь нет места таким понятиям как всестороннее развитие личности, раскрытие индивидуальных особенностей, творческий характер труда.

Но то обстоятельство, что способ организации труда формирует общественное сознание и способ организации содержит в себе систему отношений, представляющую животную сторону производственного организма, - не исключает необходимости и возможности применения научных методов управления производством, в том числе с применением закономерностей, выявленных на материале поведения животных. И дело здесь связано с методом изучения, основанным на рассмотрении предметов в их обособленности, изолированности или рассмотрении всеобщих связей. В общественном устройстве, также как и в организме человека, содержатся и функционируют все уровни развития материи, начиная от энергетической и до животной ступени включительно. Однако человек и человеческое общество представляют собой высшую ступень развития материи, функционируют по своим собственным закономерностям и которые не сводятся к закономерностям жизнедеятельности биологических и животных систем. Рассмотрение процессов в их всеобщих связях включает кроме выявления закономерностей внутренних процессов в отдельных элементах системы, также определение взаимосвязей отдельных элементов в системе организованной материи. Или другими словами: в системе знаний, представляющих функционирование производственного организма, выделяются закономерности высшего порядка и место, границы действия закономерностей низших ступеней развития материи. В этой системе знаний животная составляющая производственного организма переходит в подчинённое положение, выполняет вспомогательную роль относительно главных целей производства.

Вместе с тем, что господствующий метод познания находит своё применение в области управления современного общественного производства и системой хозяйственного механизма формирует общественное сознание, этот же метод познания проявляется в технической стороне производства и также оказывает влияние на формирование индивидуального сознания. Здесь образуется система отношений людей и вещей.

Поскольку целью общественного производства является производство стоимостей и современная экономика основывается на научно-техническом прогрессе, то задачей фундаментальной и прикладной науки является обеспечение количественного роста производства как с точки зрения объёмов производимой продукции, так и относительно её свойств. В одностороннем росте показателей производства с исключением меры качества при всей внешней отвлечённости свойств производимой продукции от способа общественного производства, тем не менее в технических свойствах производимой продукции проявляется мировоззренческая сторона, идеология общественного строя. Предметы и орудия труда в процессе производственных отношений своими свойствами непосредственно воздействуют на работника и вносят свою часть в формирование индивидуального сознания.

И в тоже время, рассматривая возможность применения достижений капитализма необходимо учитывать, что общественное развитие не представляет собой прямолинейное движение и включает отдельные этапы. В этом отношении промышленная стадия капитализма относится к восходящей линии движения и в политэкономической оценке здесь сохраняется соответствие производства стоимости и образованной потребительной стоимости. Разложение буржуазного общества начинается на стадии империализма и очевидно, что это положение сохраняется и в настоящее время. На этой стадии происходит снижение образованной потребительной стоимости и вместе с этим общественное производство не может остановиться в своём движении, продолжает увеличивать производство стоимости и соответственно к сфере научной деятельности, в том числе к фундаментальной области исследований предъявляется социальный заказ. Вполне закономерно, что поставленные общественные задачи наука решает в рамках и границах мировоззренческой основы материального производства и разрыв в производстве стоимости и образованной потребительной стоимости современную систему научных знаний не интересует.

Поэтому, если на первоначальном этапе социалистического строительства использование позитивных достижений капитализма возможно для развития производительных сил, то в последующий период принятое направление развития производительных сил означало следование в русле капиталистического способа производства. С учётом того, что способ общественного производства определяется конечным продуктом, на основе которого формируется общественное сознание, и составной частью общественного сознания является научная система знаний, то необходимо признать, что в действительности по мере успехов социалистического строительства, роста общественного производства на основе достижений науки и техники в сознании Советских людей происходило утверждение буржуазного мировоззрения. Своего собственного направления развития Советская наука в естественно научной области исследований не нашла и пользовалась старыми запасами знаний дореволюционного периода или встраивалась в сложившаяся систему научных знаний "цивилизованных" стран Запада.

В изложенной зависимости из совокупности факторов, влияющих на процесс формирования общественного сознания, выделен один как определяющий и представляющий естественно-научную область исследований на том основании, что на всём протяжении опыта строительства социализма ни одна сторона общественных отношений или отрасль народного хозяйства не оставались в стороне от влияния научно-технического прогресса. И в то же время можно констатировать тот факт, что полного господства буржуазной идеологии в общественном сознании на протяжении длительного времени не происходило. Сдерживающим фактором здесь выступали общественно-политические науки и наиболее явные проявления чуждой идеологии встречали противодействие. Но силы в этом противостоянии сложились неравные. Естественно научная область исследований имела вполне благоприятные условия для своего развития в том, что сохранялась стоимостная основа экономики и результаты научной деятельности находили применение в широкой практике. Для общественно политических наук - напротив, материальные условия, обеспечивающие вызревание нового типа мировоззрения отсутствовали и результаты научных исследований своего применения в общественной практике не находили. Вполне закономерно, что вне развития и в условиях изоляции от общественной практики в официальных общественных науках сложился догматический характер научных исследований. В дополнении к этому необходимо иметь в виду, что в обществе происходил процесс формирования новой классовой силы, которая имела свой собственный социальный заказ относительно общественных наук и которая менее всего нуждалась в развитии теории научного коммунизма.

В теоретической постановке проблема применения научных достижений прошлых эпох для строительства нового общественного строя решается просто и сводится к необходимости выделения из всей совокупности имеющихся научных знаний рациональных зёрен. При этом появляется возможность их применения в общественном производстве и одновременно рациональные зёрна создают основу для формирования новой системы научных знаний. Но всё дело в том, что для использования позитивной части из общей массы имеющихся научных знаний необходимо иметь критерии оценок научной ценности предварительно или по существу иметь новую систему научных знаний, которой в наличии не было и не могло быть. Такую задачу в необходимости овладения знаниями всех богатств выработанных человечеством В.И.Ленин только сформулировал и поставил для разрешения на первом этапе социалистических преобразований. То что имелось рациональное в наличии при всём позитивном содержании, тем не менее создавалось исходя из материальных и духовных потребностей классовых обществ и по этой причине в большей или меньшей мере находилось под влиянием мировоззренческой ограниченности. Кроме этого, любая система научных знаний представляет собой не механический набор информации, а как система знаний формируется на вполне определённой методологической основе процесса познания окружающего мира. И вполне закономерно, что эта проблема - овладение знаниями богатств выработанных человечеством, создание новой системы научных знаний, - не могла не возникнуть с решением первоочередных политических и экономических задач социалистического строительства.

В соответствии с планом построения социализма на основе кооперации социалистические преобразования осуществляется развитием и распространением экономических отношений кооперативного движения на общественное производство в целом, тем самым создаётся экономическая и политическая основа нового общественного строя. План преобразования духовной стороны общества с формированием нового типа общественного сознания, имеет своей основой кооперативное движение и практическая сторона преобразования сводится к тому, что с обеспечением простого роста кооперации центр тяжести государственной политики социалистического строительства переносится на культурное строительство по отношению к крестьянству. Здесь также создаются условия формирования мировоззренческой основы системы научных знаний, которая соответствует новому общественному строю.

Вне сомнения, что строительство социализма невозможно без ликвидации безграмотности сельского населения и оторванности от элементарных достижений цивилизации. В этом отношении политика культурного строительства не исключает проведение подобных мероприятий. Но строительство нового общественного строя не сводится к просветительской деятельности, приобщению сельского населения к городской культуре или к количественному росту производства научных знаний. Новый общественный строй имеет собственные цели и вырабатывают свои способы их достижения. Кроме этого, любая революция, как известно, производит революционные преобразования в обществе, вносит коренной переворот в систему общественных отношений и в общественное сознание. Переворот в экономических отношениях имеет своим основанием применение нового в своём содержании конечного продукта общественного производства. Переворот в общественном сознании также связан с содержанием конечного продукта сферы научного обеспечения общественного производства и имеет своим основанием способ производства продукта научного назначения или метод, инструмент процесса добычи научных знаний.

Научная область деятельности общественного производства в технологическом отношении отличается от материального производства, также имеются различия и в содержании производимой продукции. Но в политэкономическом отношении эти различия не имеют существенного значения. Здесь при выпуске предметной и информационного вида продукции процесс производства происходит с затратами живого и прошлого труда, произведенный продукт в его использовании образует потребительную стоимость с её экономическим выражением. Что касается производства научного продукта для внутреннего использования, то эта сторона деятельности не отличается от процесса производства продукции предметного вида. Совокупность затрат, использованных на проведение фундаментальных научных исследований, подготовку научных, инженерных кадров и специалистов, - представляют собой единовременные затраты использованные на создание орудий труда необходимые для производства продукта научного назначения. Продукция научного назначения, в свою очередь, в зависимости от экономических условий способа общественного производства может использоваться в виде товара или продукта.

Эти отношения материальной и научной сфер общественного производства, при условии их выполнения на основе продуктообмена, представляют развития положения, что социализм создаёт необходимые предпосылки для превращения науки в непосредственную производительную силу. В том, что орудием труда для научной области деятельности является совокупность научных знаний фундаментальной области научных исследований, предметом труда - произведенная научно-техническая продукция информационного содержания и в результате использования образуется положительный эффект, состоит процесс превращения науки в производительную силу. Использование научной продукции в виде продукта с исключением посредника в процессе обмена образуют непосредственно-общественный характер труда научной деятельности. Но для изменения сложившейся системы экономических отношений научной сферы деятельности и материального производства, наука необходимыми условиями и внутренними потребностями изменения отношений не располагает. Прежде всего, по условиям экономическим - материальное обеспечение научной деятельности происходит в соответствии с принципами принятыми для органов управления общественным производством и материальный интерес в изменении способа присвоения материального богатства по понятным причинам отсутствует. Товарное производство область деятельности фундаментальных научных исследований выводит из материального производства, превращает в "затратную" сферы экономики; прикладная область деятельности выстраивает товарные отношения науки и производства.

Возможность изменения экономических отношений с переходом на внетоварные отношения сферы научной деятельности и материального производства, также как и изменение отношений промышленности и сельского хозяйства, образуется при условии осуществления обмена на принципах кооперативного способа деятельности. Здесь возможность осуществления обмена на условиях товарообмена и продуктообмена зависит от экономического положения обменивающихся сторон; преимущественное экономическое положение позволяет диктовать условия обмена. В то же время используемое понятие "преимущественное экономическое положение" в данном случае представляет не только и не столько материальное положением одной из сторон, а в первую очередь связано с возможностью применять свои собственные критерии оценок материальных ценностей в процессе обмена.

Очевидно, что наука, сложившаяся на стоимостной основе, другого способа определения экономической оценки средств обмена кроме товарного не использует и результат, цель деятельности направлены на увеличение производства стоимости. Производственная ячейка, основанная на кооперативных началах устраняет меру стоимости и экономическую оценку средств обмена определяет на основе потребительной стоимости; образованная полезность становится мерой средств обмена. Тем самым, при выполнении этих условий, область научной деятельности с добычей абстрактных, отвлечённых от практики фундаментальных научных знаний и выпуском информационной продукции прикладного назначения в товарной форме, с затратным характером общего процесса, - преобразовывается в производительную деятельность на собственной материальной основе с производством продукта собственного производства. Производитель научного продукта становится культурным и грамотным "торгашом" и отношения обмена с материальным производством осуществляются грамотно, по "европейски", цивилизованным образом.

Но кроме преобразования экономических отношений сферы научной деятельности и материального производства, которые основываются на способе определения экономической оценки научной продукции, на её полезности, - в используемом способе оценки научной продукции находится источник развития науки.

Дело в том, что научная деятельность, также как и любой вид деятельности в общественном производстве не осуществляется вне запросов общественного производства. В этом отношении преимущественное положение производственной ячейки основанной на кооперативных началах в общественном производстве обеспечивает распространение принципов продуктообмена на экономическую систему в целом. Соответственно изменения экономических отношений вызовет потребность применения нового хозяйственного механизма, определяющего деятельность материального производства; применение нового хозяйственного механизма - необходимость выработки новой системы экономических знаний. Поскольку система научных знаний имеет своим основанием фундаментальную область научных исследований, то с устранением политэкономических понятий и категорий стоимости, товара, абстрактного труда и использованием меры "количество", новая система научных знаний формируется на своих собственных политэкономических понятиях и категориях - потребительной стоимости, продукта, конкретного труда и применения меры "качество". Первичная производственная ячейка представляет системообразующий элемент, точку кристаллизации, которая в своём развитии создаёт условия для формирования новой экономической теории.

В тоже время с применением принципов продуктообмена в отношениях производства и научной областью деятельности для определения полезности средств обмена необходимы достоверные научные знания. Полезность, кроме положительной составляющей, учитывает всю совокупность следствий и последствий отрицательных эффектов, образованных в процессе потребления продукции. Потенциально, с точки зрения мировоззренческих основ и способа познания, такими возможностями обладает производственная ячейка основанная на кооперативных началах. С одной стороны расширенная мировоззренческая основа с восприятием окружающего мира во всей совокупности, взаимосвязях и диалектических противоречиях позволяет определить действительную полезность научной продукции в процессе её потребления, использования. С другой - это же позиция позволяет сформулировать требования к качеству производимой научной продукции и требования к качеству продукции закономерно вызовут необходимость применения соответствующего способа (научного метода) производства продукции. Тем самым создаются условия для развития науки с использованием научного метода исследования с рассмотрением происходящих процессов в окружающем мире в их всеобщей связи.

Политика культурного строительства, представляющая завершающую часть плана построения социализма на основе кооперации, направлена на создание системы научных знаний, отвечающей требованиям нового общественного строя и система научных знаний, как составная часть общественного сознания, формирует принципиально новую мировоззренческую основу метода научного познания и в этом отношении политика культурного строительства вносит переворот в общественное сознание и в действительности представляет собой культурную революцию.

Таким образом, план построения социализма разработанный В.И.Лениным представляет программу преобразования общественных отношений и на основе преобразования общественных отношений достигается цель - формирование общественного сознания, соответствующего новому общественному строю. Из изменения политических и экономических отношений, положения и роли в общественном производстве рабочего класса и крестьянства возникает новая движущая сила и источник общественных преобразований - кооперативное движение. С распространением принципа производственных отношений кооперативного движения на общественное производство в целом происходит процесс обобществления средств производства и отношения общественной собственности на средства производства формируют мировоззренческую основу нового общественного строя. С развитием и применением принципа производственных отношений на отношения научной сферы деятельности и материального производства - мировоззренческая основа общественного сознания дополняется соответствующим научным методом познания окружающего мира. Понятия и критерии материальных и духовных ценностей общественного сознания в свою очередь создают базу для формирования индивидуального сознания в широте восприятия окружающего мира и в овладении цивилизованным методом мышления и тем самым образуются условия для всестороннего развития личности. В совокупности система общественных преобразований представляет коренную перемену точки зрения на способ и цели построения нового общественного строя и строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства - это и есть строй социализма.

 

х х х х х х

 

В настоящем Заявлении изложены наиболее важные и принципиальные положения теории научного коммунизма сформулированные К.Марксом и Ф.Энгельсом и развитие этих идей применительно к практике строительства социализма, разработанных планом построения социализма на основе кооперации В.И.Лениным. Очевидно, что план построения социализма разработан применительно к конкретным историческим условиям и по этой причине при всей научной обоснованности, тем не менее механический перенос программы построения социализма на современную действительность не принесёт ничего кроме дискредитации идей коммунизма. Здесь необходимо развитие теории построения нового общественного строя с учётом тех социальных изменений, которые произошли за этот период времени, и на основе анализа современных процессов возникает возможность доведения теории до уровня практического применения. Кроме этого, необходимо учитывать и то обстоятельство, что идеи коммунизма, сложившиеся в представлении большинства людей в настоящее время, не выходят за пределы представлений о новом общественном строе предшествующего периода опыта строительства социализма.

Развитие теории, разработка программ строительства нового общественного строя и внесение в сознание масс новых идей - эта роль в общественных процессах, как известно, отводится политическим партиям и движениям. И для того, чтобы донести до общества новую перспективу социального и исторического развития, в первую очередь необходимо разрушить сложившиеся стереотипы, искаженные представления о коммунизме в общественном сознании. Но препятствием в распространении передовых идей является не только представления о новом общественном строе преобладающие в сознании многих людей, а в большей мере отношение к теории научного коммунизма со стороны партий и движений левой ориентации. При всём том, что идеалы научного коммунизма разделяет большинство участников левого движения, тем не менее при их обобщении, в конечном итоге в программных документах партий и движений воспроизводится один из вариантов программ КПСС, представляющей отдельный этап общественного развития.

Наиболее "революционное" направление левого движения основывает программные цели и способы их достижения на опыте периода Октябрьской революции, первых лет Советской власти, индустриализации народного хозяйства, победе в Великой Отечественной войне и восстановления разрушенного войной экономики. Но то, что теория и практика этого периода решала задачи данного этапа общественного развития и современный этап общественного развития выдвигает для разрешения новые проблемы и требует адекватных методов их разрешения, - это обстоятельство во внимания не принимается. В формальном отношении в программных документах принимаются цели строительства нового общественного строя - ликвидация классов и товарной основы экономики, - но методы достижения поставленных целей находятся на уровне решений рядовых хозяйственных мероприятий и способы разрешения общественно-политических проблем не выходят за пределы грубого администрирования. Поэтому классы устраняются волевыми решениями - Декретами, Постановлениями. Товарное производство - исключением применения в общественном производстве отношений товарного обмена и переходом на продуктообмен в натурально-вещественной форме, с акцентированием внимания на распределительных отношениях. Уровень теоретической работы, при этом, ограничивается применением положений и выводов, изложенных в основном в "Капитале" К.Маркса и Коммунистическом Манифесте для анализа современных общественных процессов. Главное содержание теории марксизма - диалектический метод познания, который в равной мере применим в исследовании общественных процессов XIX и XX веков, - остаётся невостребованным.

В менее "революционно" настроенной части левого движения необходимость развития теории научного коммунизма осознаётся и вне сомнения, что в этом отношении ведётся плодотворная работа. Однако, при всех успехах результаты научных исследований не находят своего применения в программных документах; здесь сказывается идеологическое влияние КПСС позднего периода. С провозглашением цели построения социализма в действительности центральная идея научного коммунизма - построение бесклассового общества - исключена из программ. Исключена тем, что причины возникновения классов, товарного производства и способы их устранения на научной основе остаются вне рассмотрения и тем самым провозглашённый "социализм" сохраняет классовую структуру общества и товарную основу экономики. Вне центральной идеи теоретическая основа программ закономерно образуется эклектической смесью разнообразных моделей общественного устройства, которые мало что имеют общего с теорией научного коммунизма, и преобладающие место в программах занимают идеи буржуазного социализма. И практическая сторона деятельности сохраняется на уровне "исторических" решений съездов КПСС, постановлений Пленумов ЦК КПСС и Совета Министров СССР, цель которых состояла не в развитии общества, а в сохранении, консервации сложившихся общественных отношений.

При всём различии идеологических основ деятельности партий и движений левой ориентации в программных целях имеется то общее, что исключается цель строительства коммунистического общества на научных основах на знании объективных законов общественного развития. Лишенные научного обоснования абстрактные отвлеченные лозунги о социальной справедливости, приоритете духовных ценностей над материальными, распределении материальных благ по труду, приобретают декоративный характер, лишаются привлекательности и не вызывают интереса со стороны широких слоев населения. Очевидно, что для того чтобы принципы коммунизма раскрылись во всём своём богатом проявлении, необходимо в отвлеченные лозунги внести материальное содержание или разработать практическую программу действий коммунистического движения. При этом под практической программой имеется в виду не первоочередные мероприятия, направленные на восстановление экономики - в этом существует необходимость и при определённых условиях восстановление экономики можно произвести в относительно короткие сроки и с точки зрения исторического опыта предпосылки для этого имеются. Практическая сторона программы общественных преобразований состоит в том, что создаются материальные возможности каждому человеку стать активным участником исторического процесса в непосредственно практической деятельности.

Если целью коммунистического общества является всестороннее развитие личности и задача строительства нового общества состоит в создании необходимых условий для развития человека, то очевидно, что продукт общественного производства представляет собой выражение конечных целей общества. Вместе с этим, современное общественное производство невозможно вести без определения наименования конечного продукта, измерения количественных и качественных характеристик и исчисления объёма произведенного продукта отдельными предприятиями, организующим, учреждениями и в целом в общественном производстве. В свою очередь, производство нуждается в инженерных знаниях технологии производства промежуточного и образовании конечного продукта, выявлении наличия исходного мировоззренческого материала, его свойств, в знании способа вовлечении в общественное производство. И в конечном итоге, также как и любой процесс, существует необходимость в определении экономической эффективности деятельности - в сопоставлении затрат и результатов. С учётом того, что в рассматриваемой области отношений производственный процесс и образование конечного продукта происходит в надстроечной, информационной области производства, то понятия духовности, мировоззрение или качественная сторона сознания человека здесь приобретают материальное содержание и количественное выражение. С распространением принципов отношений на систему общественного производства - в непосредственно практической деятельности создаются условия для всестороннего развития личности, реализуются понятия снятие отчуждения труда и преобразование процесса труда в творческий характер и находят своё практическое разрешение. Идеи коммунизма входят в повседневную практику и каждый человек получает возможность непосредственно, на материале собственной деятельности участвовать в строительстве нового общественного строя. В этом состоит содержание программы преобразований строительства нового общественного строя разработанной на научной основе и поэтому наше обращение к необходимости развития теории научного коммунизма основано на том простом положении, что без революционной теории не может быть и революционной практики.

 

Февраль 2002 года, г. Москва. Наш адрес: halov@aha.ru

<< Оглавление

Hosted by uCoz